пятница, 18 марта 2016 г.

Педагогическая династия семьи Николаевых.
Историческая справка

Основатели рода Николаевых: отца звали - Архипом Агеевичем Николаевым (1877-1961), мать - Аграфеной Ермолаевной (урожд. Ермакова (1878-1962).Место жительства : село Медяна Пильненского района Горьковской.области (Сергачский уезд Нижегородской губернии) Всего в семье было девять детей:   сестра Настя (1897-1989), брат Сергей(1900-1973), брат Григорий (1904- ? ), сестра Груня(1908 - ? ), ещё два брата, каждому из них было дано имя Петра ( умерли во младенчестве), брат Михаил (1913-1994), брат Фёдор (1916-1992), брат Пётр (1920- 1999).

Педагогическую династию начали два брата многодетной семьи Николаевых:

Фёдор Архипович Николаев (1916-1992) ,педагогическое образование, лейтенант запаса , ветеран ВОВ.

Пётр Архипович Николаев (1920-1999), кандидат исторических наук, профессор, ректор Псковского пединститута 1968 - 1987 гг.


Педагогическая династия Николаевых берёт своё начало в страшные годы ВОВ 1941-45 г.г. Именно тогда 23-летний студент 3-го курса педагогического института г.Горького, Фёдор Архипович Николаев, после краткосрочной военной подготовки, отправился командиром артиллерийской батареи на фронт. Именно тут ему и пригодились педагогические навыки и знание истории, помогая ему быть убедительным в глазах подчинённых солдат. Тут впервые он осознал силу слова, идущего прямо от сердца. Позднее внучка Фёдора напишет об этом периоде жизни деда в школьном сочинении: «Слово ковало победу, слово дарило жизнь!». Необычайное жизнелюбие и оптимизм помогли Фёдору Архиповичу  достойно пройти всю войну, вернуться в мирную жизнь, создать семью и воспитать четверых детей. Двое из которых также стали учителями: Николаева Татьяна Фёдоровна (учитель английского языка) и Николаева Вероника Фёдоровна (учитель русского языка и литературы). Всю свою жизнь девочки сверяли по своему отцу. Он всегда был их совестью и критерием профессиональной чести.
Татьяна Фёдоровна работала в Тюменской области п.Игрим, обучала детей общению на иностранном языке, создала на базе средней школы педагогический клуб «Находка».

Вероника Фёдоровна, работала преподавателем русского языка и литературы в разных регионах России. (Тюм.обл., Омская обл., Псковская обл.) В Омске работает уже 5 лет, очень радует что ученики помнят и благодарят за полученные знания, спустя уже много лет после окончания школы. Многие из учеников состоялись как личности, получили важные для общества профессии: стали врачами, учителями, военными и др.
Сын Вероники Фёдоровны, Николаев Игорь Анатольевич (член СХ России), также стал педагогом в области искусства, преподавателем истории искусств, живописи и рисунка в детской школе искусств. Став продолжателем педагогической династии, воспитывает новое поколение детей, умеющих ценить и создавать прекрасное в области изобразительного искусства. Проводит совместные с учениками творческие выставки в г.Омске. (выставочные залы: Библиотечный центр «Культура Омска,  Дом художника) .

Родной брат Фёдора Архиповича, Пётр Архипович  19 лет работал ректором Псковского педагогического института им.С.М.Кирова (ПГПИ). За данный отрезок времени для школ страны институт выпустил около 20 тысяч учителей. А начинал он свою трудовую жизнь с 1931 ,учился Петр Архипович во вновь открывшейся местной школе крестьянской молодёжи. После чего поступил в Сергачское педагогическое училище, и стал «Ударником учёбы», жил, как и все, на стипендию и на домашних сухарях и лепёшках. В 1935 году вступил в комсомол. После окончания училища был назначен в Ждановскую среднюю школу, работал учителем начальных классов. Петру Архиповичу исполнилось всего 17 лет, а в доставшемся ему 3-ем классе было много второгодников и третьегодников по 14-15 лет. Больше всего были рады приходу молодого учителя учительницы, так как только мужчина мог повлиять на дисциплину в школе. В 1938 году сбылась мечта Петра Архиповича учиться дальше, он поступил в педагогический институт в г.Горьком на исторический факультет. Здесь ему довелось слушать лекции знаменитого профессора Николая Сергеевича Чернова, который очаровывал студентов глубокими знаниями и эмоциональней формой изложения (впоследствии 10 лет провел в ГУЛАГе). После успешного окончания института в 1942 году Петра Архиповича направили на работу помощником начальника политотдела МТС по комсомолу. С конца 1942 по 1947гг. служил в Советской Армии, был командиром взвода курсантов и преподавателем истории в военных училищах и школах (демобилизовался из армии как учитель). С 1947 по 1954 год работал преподавателем и заместителем директора Арзамасского педагогического училища. С 1957 года по 1961 год учился в Академии общественных наук при ЦК КПСС, после окончания которой и зашиты кандидатской получил звание доцента и был направлен в Псков. С середины 1961 года по 1968 год работал секретарем Псковского Обкома КПСС. Стоял у истоков I-го Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии. 18 декабря 1981 года Петру Архиповичу присвоено звание профессора по кафедре истории СССР. С 1987 года работал зав. кафедрой истории СССР, а позже, с 1990 по 1999 год, профессором кафедры отечественной истории в ПГПИ. К январю 1999 года подготовил к изданию уникальную рукопись под названием "Историческая драма в Пскове. Март 1917г." Она посвящена теме отречения Николая II от престола в марте 1917 года в Пскове. К сожалению, издать этот наиболее сильный по содержанию и подобранным материалам труд при жизни не удалось… 12 мая 1999 года перестало биться сердце псковского ученого, историка, гражданина и добрейшего человека Петра Архиповича Николаева... И не услышим теперь всем нам знакомое изречение: "Вот я сейчас вас подразню!...", когда хотел нам показать недавно изданную новую книгу по истории или же "Чем вы нас порадуете сегодня?...", когда интересовался новыми поступлениями в нашу библиотеку, бессменным читателем которой являлся, был другом и помощником. Очень трудно осознать, что мы его больше не услышим и не увидим! А не дожил он до своего 80-летия 8 месяцев...

Внук Петра Архиповича продолжает династию. Александр Всеволодович Седунов – доктор исторических наук, проректор Псковского государственного педагогического университета. Автор исторических монографий, которые высоко ценятся в научном сообществе. Организатор дебатов и международных конференций. Принимает активное участие в социально-политической жизни города. Папа – военнослужащий, мама – преподаватель, занималась французской классической литературой. Мальчик Саша рос в окружении «правильных» книг. Дедушка Николаев Пётр Архипович – кандидат исторических наук, профессор, ректор Псковского пединститута – часто показывал ребенку изученные им в архивах Германии и Эстонии научные документы.
Поэтому, когда пришло время, парень выбрал для поступления исторический факультет.
По окончании университета наши герои пошли работать в школу. Александр попал в Торошинскую школу. На протяжении четырех лет каждое утро автобусом или поездом по полчаса добирался до места работы. Параллельно поступил в аспирантуру. Карьера пошла вверх. В 1994 году впервые принял участие в районном конкурсе «Учитель года» – победил. Направили на областной – занял 2 место.
– Организатор всероссийского конкурса, увидев меня на областном туре, предложила поучаствовать в «Учителе года России». Благодаря районной и городской администрации я оказался в Москве. Для меня было открытием, что по всей стране, несмотря на трудное время, огромное количество людей продолжает с энтузиазмом работать в небольших сельских школах.

В 1995 году Александр стал лучшим учителем истории в России. Учительская эпопея явилась важным этапом жизни.
– Именно в то время он осознал необходимость активной работы. « Добиваться высоких результатов в любой профессии нужно не только для себя, важно создавать микро- и макропространство, которое поможет не только тебе и твоей семье, но и всему вокруг: учреждению, где работаешь; району, где живешь; городу, в котором родился. Я хотел, чтобы для жизни, для воспитания и образования детей создавались комфортные условия».


С 2008 по 2011 год Александр Седунов работал проректором по учебно-инновационной работе Псковского государственного университета. 27 декабря 2011 года был назначен советником Губернатора Псковской области и исполнял обязанности начальника Государственного управления образования Псковской области.

Послесловие
Профессия учитель - одна из самых нужных, она закладывает духовные, нравственные основы будущего общества. Развивает способность ценить и любить свою страну. Закладывает навыки и знания, необходимые в выборе будущей профессии.

Стратегическое значение имеет защита чести и достоинства учителя в обществе. Обучать и воспитывать будущее поколение россиян, должны люди, любящие своё дело, социально и морально поддерживаемые государством.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Авторские марки «artistamp» («артимарка») и авторские открытки

Артимарки часто создаются в единичном экземпляре или ограниченным  тиражом . Артимарки изготовлялись в виде множества марок одного рисунка н...