Педагогическая династия семьи Николаевых.
Историческая
справка
Основатели рода Николаевых: отца звали - Архипом Агеевичем Николаевым
(1877-1961), мать - Аграфеной Ермолаевной (урожд. Ермакова (1878-1962).Место
жительства : село Медяна Пильненского района Горьковской.области (Сергачский
уезд Нижегородской губернии) Всего в
семье было девять детей: сестра Настя (1897-1989), брат Сергей(1900-1973), брат Григорий (1904- ?
), сестра Груня(1908 - ? ), ещё два брата, каждому из них было дано имя Петра (
умерли во младенчестве), брат Михаил (1913-1994), брат Фёдор (1916-1992), брат
Пётр (1920- 1999).
Педагогическую династию начали два брата многодетной семьи
Николаевых:
Фёдор Архипович Николаев (1916-1992) ,педагогическое образование,
лейтенант запаса , ветеран ВОВ.
Пётр Архипович Николаев (1920-1999), кандидат исторических наук, профессор, ректор
Псковского пединститута 1968 - 1987 гг.
Педагогическая династия
Николаевых берёт своё начало в страшные годы ВОВ 1941-45 г.г. Именно тогда
23-летний студент 3-го курса педагогического института г.Горького, Фёдор
Архипович Николаев, после краткосрочной военной подготовки, отправился
командиром артиллерийской батареи на фронт. Именно тут ему и пригодились
педагогические навыки и знание истории, помогая ему быть убедительным в глазах
подчинённых солдат. Тут впервые он осознал силу слова, идущего прямо от сердца.
Позднее внучка Фёдора напишет об этом периоде жизни деда в школьном сочинении:
«Слово ковало победу, слово дарило жизнь!». Необычайное жизнелюбие и оптимизм помогли
Фёдору Архиповичу достойно пройти всю
войну, вернуться в мирную жизнь, создать семью и воспитать четверых детей. Двое
из которых также стали учителями: Николаева Татьяна Фёдоровна (учитель
английского языка) и Николаева Вероника Фёдоровна (учитель русского языка и
литературы). Всю свою жизнь девочки сверяли по своему отцу. Он всегда был их
совестью и критерием профессиональной чести.
Татьяна Фёдоровна работала в Тюменской области п.Игрим, обучала
детей общению на иностранном языке, создала на базе средней школы
педагогический клуб «Находка».
Вероника Фёдоровна, работала преподавателем русского языка и
литературы в разных регионах России. (Тюм.обл., Омская обл., Псковская обл.) В
Омске работает уже 5 лет, очень радует что ученики помнят и благодарят за
полученные знания, спустя уже много лет после окончания школы. Многие из
учеников состоялись как личности, получили важные для общества профессии: стали
врачами, учителями, военными и др.
Сын Вероники Фёдоровны, Николаев Игорь Анатольевич (член СХ
России), также стал педагогом в области искусства, преподавателем истории
искусств, живописи и рисунка в детской школе искусств. Став продолжателем
педагогической династии, воспитывает новое поколение детей, умеющих ценить и
создавать прекрасное в области изобразительного искусства. Проводит совместные
с учениками творческие выставки в г.Омске. (выставочные залы: Библиотечный
центр «Культура Омска, Дом художника) .
Родной брат Фёдора Архиповича,
Пётр Архипович 19
лет работал ректором Псковского педагогического института им.С.М.Кирова (ПГПИ).
За данный отрезок времени для школ страны институт выпустил около 20 тысяч
учителей. А начинал он свою трудовую жизнь с
1931 ,учился Петр Архипович во вновь открывшейся местной школе крестьянской
молодёжи. После чего поступил в Сергачское педагогическое училище, и стал «Ударником
учёбы», жил, как и все, на стипендию и на домашних сухарях и лепёшках. В 1935
году вступил в комсомол. После окончания училища был назначен в Ждановскую
среднюю школу, работал учителем начальных классов. Петру Архиповичу исполнилось
всего 17 лет, а в доставшемся ему 3-ем классе было много второгодников и
третьегодников по 14-15 лет. Больше всего были рады приходу молодого учителя
учительницы, так как только мужчина мог повлиять на дисциплину в школе. В 1938 году сбылась мечта Петра Архиповича учиться
дальше, он поступил в педагогический институт в г.Горьком на исторический
факультет. Здесь ему довелось слушать лекции знаменитого профессора Николая
Сергеевича Чернова, который очаровывал студентов глубокими знаниями и
эмоциональней формой изложения (впоследствии 10 лет провел в ГУЛАГе). После
успешного окончания института в 1942 году Петра Архиповича направили на работу
помощником начальника политотдела МТС по комсомолу. С конца 1942 по 1947гг.
служил в Советской Армии, был командиром взвода курсантов и преподавателем
истории в военных училищах и школах (демобилизовался из армии как учитель). С 1947
по 1954 год работал преподавателем и заместителем директора Арзамасского
педагогического училища. С 1957 года по 1961 год учился в Академии общественных
наук при ЦК КПСС, после окончания которой и зашиты кандидатской получил звание
доцента и был направлен в Псков. С середины 1961 года по 1968 год работал
секретарем Псковского Обкома КПСС. Стоял у истоков I-го Всесоюзного Пушкинского
праздника поэзии. 18 декабря 1981 года Петру Архиповичу присвоено звание профессора по кафедре
истории СССР. С 1987 года работал зав. кафедрой истории СССР, а позже, с 1990
по 1999 год, профессором кафедры отечественной истории в ПГПИ. К январю 1999
года подготовил к изданию уникальную рукопись под названием "Историческая
драма в Пскове. Март 1917г." Она посвящена теме отречения Николая II от
престола в марте 1917 года в Пскове. К сожалению, издать этот наиболее сильный
по содержанию и подобранным материалам труд при жизни не удалось… 12 мая 1999
года перестало биться сердце псковского ученого, историка, гражданина и
добрейшего человека Петра Архиповича Николаева... И не услышим теперь всем нам
знакомое изречение: "Вот я сейчас вас подразню!...", когда хотел нам
показать недавно изданную новую книгу по истории или же "Чем вы нас
порадуете сегодня?...", когда интересовался новыми поступлениями в нашу
библиотеку, бессменным читателем которой являлся, был другом и помощником.
Очень трудно осознать, что мы его больше не услышим и не увидим! А не дожил он
до своего 80-летия 8 месяцев...
Внук Петра Архиповича продолжает династию.
Александр Всеволодович Седунов – доктор исторических наук, проректор
Псковского государственного педагогического университета. Автор исторических
монографий, которые высоко ценятся в научном сообществе. Организатор дебатов и
международных конференций. Принимает активное участие в социально-политической
жизни города. Папа – военнослужащий, мама –
преподаватель, занималась французской классической литературой. Мальчик Саша
рос в окружении «правильных» книг. Дедушка Николаев Пётр Архипович – кандидат исторических наук, профессор, ректор Псковского
пединститута – часто показывал ребенку изученные им в архивах Германии и
Эстонии научные документы.
Поэтому, когда пришло время, парень выбрал для
поступления исторический факультет.
По окончании университета наши герои пошли работать в
школу. Александр попал в Торошинскую школу. На протяжении четырех лет каждое
утро автобусом или поездом по полчаса добирался до места работы. Параллельно
поступил в аспирантуру. Карьера пошла вверх. В 1994 году впервые принял участие
в районном конкурсе «Учитель года» – победил. Направили на областной – занял 2
место.
– Организатор всероссийского конкурса, увидев меня на
областном туре, предложила поучаствовать в «Учителе года России». Благодаря
районной и городской администрации я оказался в Москве. Для меня было открытием,
что по всей стране, несмотря на трудное время, огромное количество людей
продолжает с энтузиазмом работать в небольших сельских школах.
В 1995 году
Александр стал лучшим учителем истории в России. Учительская эпопея явилась важным этапом жизни.
– Именно в то время он осознал необходимость активной
работы. « Добиваться высоких результатов в любой профессии нужно не только для
себя, важно создавать микро- и макропространство, которое поможет не только
тебе и твоей семье, но и всему вокруг: учреждению, где работаешь; району, где
живешь; городу, в котором родился. Я хотел, чтобы для жизни, для воспитания и
образования детей создавались комфортные условия».
С 2008 по 2011 год Александр Седунов работал проректором по
учебно-инновационной работе Псковского государственного университета. 27
декабря 2011 года был назначен советником Губернатора Псковской области и
исполнял обязанности начальника Государственного управления образования
Псковской области.
Послесловие
Профессия учитель - одна из самых нужных, она закладывает
духовные, нравственные основы будущего общества. Развивает способность ценить и
любить свою страну. Закладывает навыки и знания, необходимые в выборе будущей
профессии.
Стратегическое значение имеет защита чести и достоинства
учителя в обществе. Обучать и воспитывать будущее поколение россиян, должны
люди, любящие своё дело, социально и морально поддерживаемые государством.
Комментариев нет:
Отправить комментарий